25 лет назад Узбекистан вошел в мировое сообщество в качестве субъекта международного права, стал полноправным членом авторитетных международных организаций и начал активное международное сотрудничество на двусторонней и многосторонней основах. Активная позиция узбекской дипломатии звучит с высоких трибун Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации Исламского сотрудничества, Организации экономического сотрудничества, Межпарламентского союза, ЮНЕСКО и др. Внешнеполитические инициативы страны получают все более широкое признание у мировой общественности.

Конституция Республики Узбекистан и созданное на ее базе законодательство, а также принятая в 2010 году Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, поправки, внесенные в Конституцию в 2011 и 2014 годах, легли в основу глубоко продуманной долгосрочной программы реформирования, демократизации и либерализации общества, кардинальных структурных преобразований и модернизации страны, признанной в мире как «узбекская модель» развития, которая, явилась мощным фундаментом формирования современного, динамично и устойчиво развивающегося государства.

            За период независимости сформировались принципы и основные направления государственной политики Узбекистана в сфере защиты прав человека, в частности:

во-первых, приверженность общепризнанным идеям и ценностям демократии и прав человека, а также международным обязательствам в области прав человека;

во-вторых,приоритет национальных интересов, основывающийся на формировании сильной правовой государственности и справедливого гражданского общества;

в-третьих, приоритет интересов личности над интересами общества и государства, закрепленный в Конституции Республики Узбекистан;

в-четвертых, принцип поэтапности является важнейшей составляющей "узбекской модели" реформирования и модернизации государства и общества;

в-пятых, принцип открытости и транспарентности, который означает, что обсуждение и решение всех проблем в этой сфере осуществляется в диалоге со всеми институтами гражданского общества, а также с международными партнерами.

Руководствуясь этими принципами, Узбекистан осуществил широкомасштабное внедрение международных стандартов в область прав человека, в жизнь общества, сознание граждан и государственных служащих.

Осознавая тот факт, что без участия международных организаций и присоединения к основным международным актам о правах человека невозможно построить демократическое правовое государство, главной задачей независимого Узбекистана стало неукоснительное соблюдение своих международных обязательств в сфере прав человека и построение демократического правового государства.

В настоящее время Узбекистан присоединился более чем к 70 основным международным документам по правам человека. Присоединение к основным международным документам по правам человека, носящим обязательный характер, способствовали созданию в Республике Узбекистан, эффективной системы защиты прав человека. В частности:

во-первых, в Республике Узбекистан создана собственная модель поэтапной имплементации международных стандартов в национальное законодательство и правоприменительную практику. Парламентом принята Конституция, второй раздел которой можно назвать Узбекским биллем о правах человека. Создана система законодательства о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах человека: приняты12 конституционных законов, 16 кодексов и свыше 700 законов, регламентирующих права и основные свободы человека.

во-вторых, сформирована национальная система мониторинга соблюдения конституционных прав и свобод человека и выполнения международных норм и принципов в сфере прав человека;

в-третьих, реализуются положения Венской декларации и Программы действий, принятые на Второй Всемирной конференции ООН по правам человека в 1993 году. В Узбекистане создана институциональная система защиты прав человека, включающей в себя наряду с традиционной правоохранительной системой (суд, прокуратура, адвокатура), внесудебную систему (парламентский Омбудсман, Бизнес-Омбудсман, Национальный центр по правам человека, Институт мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, межведомственные комиссии и группы);

в-четвертых, в Узбекистане в рамках Десятилетия ООН в области образования по правам человека сформирована система образования по вопросам прав человека, охватывающая детей дошкольного и школьного возраста, студентов средних специальных и высших учебных заведений, государственных служащих, работников правоохранительной системы и судов, педагогических, медицинских и социальных работников, повышающих уровень своих знаний в сфере прав человека в рамках соответствующих институтов, центров, курсов повышения квалификации. Успешно реализуется Национальная программа повышения правовой культуры общества.

в-пятых, согласно Всемирной кампании ООН по общественной информации в области прав человека осуществляется широкая информационно-просветительская деятельность в сфере прав человека. Переведены на узбекский язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека. В стране издаются около 30 юридических газет и журналов с правозащитной тематикой.

в-шестых, в Узбекистане, начиная с 1997 г. введено в практику посвящение каждого года решению важных политических, социально-экономических и культурных аспектов прав человека. 2017 год объявлен Годом диалога с народом и интересов человека. В ежегодных Государственных программах, посвященных тому или иному аспекту прав человека, предусматриваются конкретные мероприятия, направленные на повышение жизненного уровня граждан, каждой семьи, а также меры по объединению усилий государственных и негосударственных структур в сфере обеспечения прав и свобод человека;

в-седьмых, сформирована отвечающая международным требованиям, система отчетности Узбекистана перед международными механизмами ООН, которая выражается в своевременной подготовке и направлении национальных докладов страны о выполнении своих международных обязательств в сфере прав и свобод человека. Важной составной частью этой системы является подготовка и принятие Национальных планов действий по выполнению рекомендаций Уставных и Договорных органов ООН по итогам рассмотрения национальных докладов;

в-восьмых, проблема обеспечения прав и свобод человека в Узбекистане находится под пристальным вниманием не только государства, но и всего общества. Институты гражданского общества в рамках действующего законодательства принимают самое активное участие в совершенствовании законодательства, проведении общественного мониторинга прав социально уязвимых слоев населения, информационно-просветительской деятельности, а также в подготовке периодических национальных и альтернативных докладов по выполнению международных обязательств в сфере прав человека.

В- девятых, вопросы прав человека занимают приоритетное место во внешней политике Узбекистана. Правительство придает большое значение развитию международного сотрудничества в сфере прав человека. Эти усилия осуществляются в русле основополагающих принципов и мер, разработанных документами Организации Объединенных Наций и документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Узбекистан избрал для себя путь построения демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой и формирования гражданского общества, осуществляя реформы на основе собственной «узбекской модели» развития, базирующейся на известных пяти принципах. Долгосрочная цель реформ в Узбекистане - вхождение страны в число современных развитых, демократических государств, обеспечение народу достойных условий жизни и достойного места в мировом сообществе.

 

 

Раздел 1. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

 

Стратегия развития Республики Узбекистан –

«Дорожная карта» Узбекистана по выполнению Целей устойчивого развития ООН

 

В Узбекистане вопросы поощрения, соблюдения и защиты прав человека рассматриваются как один из приоритетов государственной политики и взаимодействия с международными партнерами. Сегодня в стране создана устойчивая политическая система, отвечающая современным критериям демократии и прав человека.

В 2016 году официально вступили в силу 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ЦУР призывают все страны содействовать процветанию при одновременном обеспечении защиты прав и свобод человека. Они не только отражают идеологию устойчивого развития и сбалансированно сочетают социальные, экономические и экологические приоритеты, но и содержат конкретные инструменты достижения.

В 2017 году Республика Узбекистан перешла на важнейший этап своего демократического и правового развития, фазу дальнейшего реформирования всех сторон жизни общества. Стратегической программой политических и экономических реформ в Республике Узбекистан стала, утвержденная Президентом Республики Узбекистан 7 февраля 2017 года «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», положившая начало новому этапу коренных демократических преобразований и модернизации страны, а также дальнейшего совершенствования системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека.

В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни, в Стратегии действий предусмотрено:

Первое направление– совершенствование государственного и общественного строительства, направленное на дальнейшее усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы "Электронное правительство", повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации;

Второе направление – обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, направленное на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства, повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, полную реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг;

Третье направление– развитие и либерализация экономики, направленные на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата;

Четвертое направление– развитие социальной сферы, направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, повышение социально-политической активности женщин, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктур, развитие сферы образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики;

Пятое направление – обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, направленные на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны.

«Стратегия действий» явилась «Дорожной картой» Узбекистана по выполнению Целей устойчивого развития ООН и реализуется в 5 этапов, каждый из которых предусматривает утверждение отдельной ежегодной Государственной программы по ее реализации в соответствии с объявляемым наименованием года.

С учетом этого, 2017 год в Узбекистане был объявлен «Годом диалога с народом и интересов человека», утверждена одноименная Государственная программа, предусматривающая реализацию комплекса законодательных, институциональных, мониторинговых и информационно-просветительских мер, направленных на обеспечение верховенства закона и усиление гарантий надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, активное привлечение институтов гражданского общества к обсуждению важных вопросов совершенствования деятельности органов государственной власти и управления. На реализацию указанных в Государственной программе мероприятий направлено 37,7 триллиона сумов и 8,3 миллиард долларов США.

В рамках практической реализации программного документа в 2017 году принято 29 законов и свыше 900 подзаконных актов, в том числе «О противодействии коррупции», «О порядке отбывания административного ареста», «Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства», «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» и др. Приняты Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы распространения актов законодательства» от 2.02.2017 г., «О мерах по коренному совершенствованию деятельности юридической службы» от 8.02.2017 г., «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 12.04.2017 г.; «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» от 10.04.2017 г.; Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 03.02.2017 г.; «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности аппарата Президента Республики Узбекистан в сфере защиты прав и