Узбекистан издревле славится землёй, где в мире и согласии живут и осуществляют свои религиозные обряды представители различных народов и народностей, относящихся к различным религиозным конфессиям. И именно с этой точки зрения одной из основных особенностей проводимой политики в сфере религии считается обеспечение свободы вероисповедания и религии. Учитывая данный факт, разработка и принятие новой редакции Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях» можно отнести к особо значимым в процессе создания и совершенствования правовой базы в данном направлении.

В настоящее время на страницах официального сайта Законодательной Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан www.parliament.gov.uz опубликован проект Закона Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях». Учитывая необходимость широкого обсуждения данного законопроекта, документ размещен в рубрике «Законопроекты, вынесенные на общественное обсуждение».

На Интернет странице также указан адрес, по которому можно отправлять свои мнения и предложения - demokratkom@parliament.gov.uz.

Останавливаясь на вопросе подготовки проекта законопроекта, необходимо отметить, что проект разработан с учетом складывающейся в сопредельных странах, ближнем и дальнем зарубежье религиозной ситуации, а также многовековой истории и культурно-исторических традиций народов Узбекистана.

Необходимо особо отметить, что разработка данного законопроекта была скоординирована с рядом международных нормативных документов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Замечания общего порядка Комитета ООН по правам человека.

Данный проект также был рассмотрен рядом иностранных институтов по правам человека, в том числе, экспертами Международного центра правоведения и религиоведения Университета Бригама Янга, по результатам которого законопроект был доработан.

Останавливаясь на определенных новшествах в проекте Закона необходимо отметить нижеследующее:

- определены и даны разъяснения основным понятиям, используемым в законодательстве в религиозной сфере;

- закреплены основные принципы свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций;

- определены основные направления государственной политики в сфере обеспечения свободы совести;

- закреплено право каждого на получение профессионального религиозного образования в религиозных образовательных учреждениях, а также обучение родителями или лицами, их заменяющими, своих детей основам религиозной практики и этики поведения (религиозное обучение в домашних условиях);

- закреплены права и обязанности религиозных организаций, гарантии их обеспечения, включая право обжалования в вышестоящий орган или судебные инстанции действий (бездействий) должностных лиц с освобождением от уплаты государственной пошлины при обращении в суды;

- исключено требование о согласовании кандидатуры иностранного гражданина, являющегося руководителем религиозной организации, с Комитетом по делам религий;

- исключено требование о наличии гражданства у руководителя религиозной организации;

- определен порядок создания и регистрации религиозной организации посредством перехода на электронную систему оказания государственных услуг, согласно которому:

- исключено участие института махалли в процессе регистрации;

- отменен порядок нотариального заверения документов религиозной организации;

- упрощен порядок регистрации центрального органа управления религиозной организации и религиозного образовательного учреждения;

- количество лиц, необходимых для регистрации местной религиозной организации, снижено со 100 до 50 чел.;

- определен месячный срок для рассмотрения регистрирующим органом документов для регистрации религиозной организации;

- определен исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в регистрации религиозной организации;

- исключено право регистрирующего органа по приостановлению деятельности и ликвидации религиозной организации;

- введен институт приостановления в судебном порядке деятельности религиозной организации сроком до шести месяцев в случае грубого нарушения норм законодательства.

 

Кроме того, в проекте Закона нашли отражения следующие положения, разъясняющие причины вынужденного вмешательства государства в религиозную сферу для обеспечения общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод других граждан:

- одной из целей закона закреплено регулирование взаимоотношений именно уполномоченных государственных органов и религиозных организаций для сохранения межконфессионального и межнационального согласия в обществе;

- принцип отделения религии от государства изложен в формате взаимного невмешательства в деятельность друг друга государственных органов и религиозных организаций, в связи с чем, государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций. При этом, государство выступает гарантом мирного сосуществования конфессий;

- уточнены полномочия государственных органов, регулирующих религиозную сферу;

- закреплено ограничение любых форм миссионерской деятельности и прозелитизма, которые способствуют нарушению межконфессионального согласия и религиозной толерантности в обществе;

- целью проведения религиоведческой экспертизы материалов религиозного содержания определено предупреждение в обществе идей, способствующих нарушению межконфессионального согласия и религиозной толерантности, призывающих к насилию и произволу на религиозной почве.

В целом проект закона включает в себя общепризнанные права и свободы верующих в религиозной сфере, гарантированные международными стандартами в области прав человека, а также предусматривает особенности нынешней религиозной ситуации и исторические предпосылки формирования межконфессиональных отношений непосредственно в Узбекистане, без учета которых невозможно поддержание хрупкого баланса взаимоотношений проживающих в стране наций и народностей, обеспечение уважительного отношения к их религиозным убеждениям и чувствам.