Политика государства в сфере религии

Министр юстиции Узбекистана в своем выступлении в Национальном пресс-клубе в Вашингтоне рассказал о позитивных  изменениях в религиозной сфере в Узбекистане. Но далеко не всем это нравится.

Так в издании «Баптист-пресс», за подписью некоего Давида Роача появилось нечто вроде комментария на эти темы. Комментировать можно все, важно только кто и как это делает. А в данном случае, чего только тут не наговорено. Можно сказать, сплошные домысли и искажение истинной картины  в религиозной сфере в стране. Якобы появились новые требования к религиозным организациям, свидетельствующие об ограничении свободы религии в Центральной Азии и они «должны получать государственное одобрение по образованию своих религиозных лидеров».

Автор статьи на «Форум 18» считает, что «религиозные образовательные учреждения не должны получать государственное одобрение». Возникает вопрос, а почему этого не нужно делать и что можно тогда ожидать от таких деятелей? У них вызывают сомнение несанкционированные случаи евангелизации, распространения  религиозной литературы и владения религиозными материалами. Но  можно только представить к чему все это может привести, если контроля в этой сфере не будет.

Что же на самом деле? Обратимся к выступлению главы Минюста Русланбека Давлетова в Вашингтоне. Он говорит следующее: «Узбекистан был всегда благоприятным местом для любой религии и религиозных убеждений, которые мирно и гармонично сосуществуют в республике без каких-либо разногласий или социальной враждебности. Вы можете стать свидетелем разнообразных молельных домов, мечетей, церквей, синагог на одной улице в республике. В годы независимости Узбекистан столкнулся с разными вызовами, включая международный терроризм, проникновение идеологий экстремизма и радикализма. Хорошо известно, через что мы прошли, чтобы сохранить мир и спокойствие и в Узбекистане, и в Центральной Азии в целом», - подчеркнул он.

Русланбек Давлетов заявил, что религиозная политика Узбекистана привержена международным стандартам и договорам, которые допускают некоторые ограничения в религиозных вопросах. «Религиозные права не являются абсолютными. Согласно международным договорам в демократическом обществе, когда считается необходимым, когда дело касается общественной безопасности, порядка, морали, прав других граждан, тогда могут быть какие-либо ограничения. Узбекистан полностью признает эти международные стандарты и договоры», - отметил министр.

Глава Минюста также сообщил о расширении состава Совета по делам конфессий Комитета по делам религий при Кабинете Министров до 16 представителей религиозных организаций, включая «Свидетелей Иеговы».

«В  Узбекистане сегодня функционируют 16 религиозных конфессий, 2256 религиозных организаций, включая 175 христианских организаций, 8 иудейских общин, 6 общин Бахаи, «Свидетели Иеговы», 1 общество Кришны, 1 буддийский храм, а также Библейское общество Узбекистана. К этому добавим, что в стране в настоящее время активно работает более 130 национальных культурных центров, у которых есть все возможности для всестороннего развития членов различных общин. Впервые за 20 лет создается новая версия закона «О свободе совести и религиозных организациях». Комиссия сейчас работает над вопросами декриминализации лиц, обвиненных в преступлениях, связанных с религией», - сообщил Русланбек Давлетов.

Авторы этих материалов якобы надеялись, что наш Президент «ослабит репрессивные религиозные свободы» и что «несмотря на некоторые изменения в религиозной политике» верующие подвергаются преследованиям. Но что же на самом деле? Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев проводит открытую и прозрачную политику в религиозной сфере, поднял вопрос о пытках в тюрьмах, принял меры по оснащению видеокамерами следственных подразделений и учреждений по исполнению наказания, что должно защитить подследственных и заключенных от пыток и унижений. По инициативе главы государства приняты новые законы об общественном контроле, административных процедурах, борьбе с коррупцией. Но авторам комментария в «Баптист-пресс» и других подобных изданиях все это не нравится и все эти позитивные изменения подвергаются сомнению.

Борис БАБАЕВ

Ташкентская еврейская религиозная община