Каждое выступление Президента, в частности доклады и Послания, имеющие стратегическое значение для жизни страны, всегда встречаются с большим интересом и воодушевлением не только нашим народом, но и всем мировым сообществом.

Послание главы государства новообразованному парламенту также не стало исключением. По единому мнению авторитетных отечественных и зарубежных экспертов, нынешнее Послание Президента является стратегическим и фундаментальным документом, определяющим путь развития Узбекистана на текущий год и ближайшую перспективу.

Действительно, в Послании отражена суть осуществляемых в Узбекистане реформ, нацеленных на развитие страны и обеспечение мирной, благополучной и счастливой жизни нашего народа. Словом, намеченные в Послании высокие цели не являются лишь благой надеждой или желанием. Напротив, каждая обозначенная в нем задача изложена вместе с механизмом ее исполнения, ответственными за это лицами, сроками и финансовыми источниками.

Самое главное, в Послании важное значение придается прежде всего человеку и его интересам. Согласно главному принципу “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу” все ресурсы и возможности должны быть мобилизованы во имя интересов народа.

Наш народ, в свою очередь, единогласно поддерживает новую и разумную политику главы государства. Всем известно, что у граждан государства, где высшей ценностью являются справедливость и верховенство закона, прочно утверждаются доверие к политике, любовь и преданность Родине.

Неспроста по приказу Сахибкирана Амира Темура на портале Аксарая высечены мудрые слова “Справедливость – основа государства и девиз всех правителей”. Из истории известно, что эта идея объединила и сплотила всю нацию вокруг благородных целей.

Обновленная политика нового Узбекистана также опирается на такие высокие идеи, как поднятие чести и достоинства человека на высочайший уровень, неукоснительное обеспечение справедливости и верховенства закона в обществе. Однако, к сожалению, все еще имеется ряд факторов, оказывающих негативное воздействие на результативность реформ и препятствующих процветанию страны. Безусловно, одним из них является коррупция, которая прежде всего способствует снижению доверия народа к государству и реформам, усилению недовольства в обществе.

В годы независимости в стране осуществлена практическая работа по борьбе с коррупцией. Присоединение Узбекистана в 2008 году к Конвенции ООН против коррупции и другим международным актам стало первым шагом в данном направлении.

В принятом по инициативе Президента Законе Республики Узбекистан “О противодействии коррупции” и соответствующей государственной программе определены задачи на перспективу. В законе впервые дано разъяснение таким понятиям, как коррупция и конфликт интересов.

Кроме того, в законе четко определены уполномоченные органы по противодействию коррупции и их статус. Для координации деятельности органов и организаций, осуществляющих деятельность по противодействию коррупции, под руководством Генерального прокурора создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции.

Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах стала историческим документом, направленным на полное искоренение коррупции. В ней изложены конкретные меры, нацеленные на устранение коррупции во всех сферах, а также причин и условий, способствующих ее возникновению.

В 2019 году был принят Указ Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан”, которым была утверждена Государственная программа по противодействию коррупции на 2019-2020 годы.

Следует особо отметить, что в последние годы в стране осуществлены важные организационно-правовые реформы в сфере противодействия коррупции.

Во-первых, в корне усовершенствована система государственной службы, определены ее цели и задачи, утверждена Концепция административной реформы.

Приняты меры, направленные на эффективную социальную защиту сотрудников государственных органов, усиление их материальной поддержки и стимулирования. В частности, за последние три года заработная плата государственных работников в среднем повысилась почти на 60 процентов, а в некоторых сферах – в несколько раз.

Согласно типовым правилам этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах во всех министерствах и ведомствах утверждены нормы этического поведения.

При Президенте Республики Узбекистан созданы Агентство развития государственной службы и Фонд поддержки развития государственной службы. На основе меритократии и конкурсного отбора началась работа по внедрению "карьерной модели" государственной гражданской службы.

Во-вторых, приняты целевые меры, направленные на ускоренное развитие предпринимательской деятельности, устранение бюрократических преград и коррупциогенных факторов на пути всемерной защиты частной собственности.

Оптимизированы контрольно-надзорные задачи государственных органов. Усовершенствована система проверки субъектов предпринимательства. В целях недопущения незаконного вмешательства в их деятельность внедрен институт Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

В корне реформирована система Торгово-промышленной палаты, а также усовершенствована система управления государственными активами. Налажена абсолютно новая система государственных закупок. В целях обеспечения открытости и прозрачности в сфере, предотвращения коррупции принят Закон “О государственных закупках”.

В целях дальнейшего совершенствования налоговой системы, сокращения теневого оборота в экономике в нынешнем году введен в действие Налоговый кодекс в новой редакции. В соответствии с ним виды налогов сокращены с 13 до 9, введены облегченные механизмы уплаты налогов с возможностью отсрочки или рассрочки.

В 2019 году для дальнейшего повышения открытости бюджетных данных введен новый порядок установления парламентского и общественного контроля над формированием и расходованием бюджетных средств. Государственный бюджет впервые был принят в форме закона.

В-третьих, усовершенствованы правовые и институциональные основы предоставления государственных услуг и урегулирования административных процедур. В частности, в целях устранения административных и бюрократических преград, упрощения регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, а также повышения их оперативности во всех регионах был открыт 201 центр государственных услуг. В настоящее время этими центрами населению оказываются 120 государственных услуг. С 2020 года планируется оказание свыше 160 прозрачных, удобных и оперативных государственных услуг.

Кроме того, с целью повышения эффективности деятельности государственных органов и организаций 9 декабря 2019 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан “О мерах по дальнейшему сокращению бюрократических барьеров и внедрению современных управленческих принципов в деятельность государственных органов и организаций”. В соответствии с ним с нынешнего года 11 отдельных функций и полномочий органов исполнительной власти на местах переданы территориальным подразделениям соответствующих органов государственного управления. Кроме того, исключены 5 видов полномочий органов исполнительной власти на местах.

В-четвертых, одна из основных целей реформ, осуществляемых в судебно-правовой сфере, заключается также в коренном совершенствовании системы противодействия коррупции.

Конкретизированы цели и задачи правоохранительных органов в области противодействия коррупции. В частности, приняты законы “Об органах внутренних дел” и “О Службе государственной безопасности”.

Более того, с целью обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения авторитета и независимости судей образован Высший судейский совет Республики Узбекистан, усовершенствована система отбора и назначения судей.

С целью повышения эффективности противодействия коррупции в судебной сфере совместным решением Высшего судейского совета и Верховного суда утвер
ждена соответствующая программа мер.

В-пятых, внедрение на основе принципа “Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу” системы сближения компетентных и ответственных работников всех уровней с народом, решения его проблем путем подомового обхода стало давать свои результаты и в борьбе с коррупцией.

Для рассмотрения обращений физических и юридических лиц созданы Народные приемные, портал Президента, функционируют телефоны доверия государственных органов и организаций.

В-шестых, поднят статус парламента, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, которым предоставлены широкие полномочия по обеспечению парламентского и общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.

Создание в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан комитетов по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам имеет важное значение в осуществлении парламентского контроля в этих направлениях. В составе Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов созданы постоянные комиссии по противодействию коррупции. Палатами парламента принято совместное постановление о мерах по повышению эффективности парламентского контроля в сфере противодействия коррупции.

В-седьмых, усовершенствованы правовые основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых документов и их проектов. Главное, принято около 30 законов и 100 постановлений Президента и правительства, направленных на устранение во всех сферах государственной и общественной жизни системных проблем, из-за которых может возникать коррупция.

Местными экспертами и международной общественностью признается тот факт, что подобные меры дают ожидаемые результаты. Так, в рейтинге “Индекс принятия коррупции”, объявленном в 2019 году международной неправительственной организацией “Transparency International”, Узбекистан поднялся на пять позиций. Самое престижное издание мира – журнал “The Еconomist” признал Узбекистан “Страной года” благодаря ускоренным темпам реализации реформ.

В данный момент, несмотря на достигнутые успехи, предстоит еще многое сделать в области противодействия коррупции.

В 2017-2019 годах к уголовной ответственности было привлечено 6127 должностных лиц, что говорит о том, что ситуация по борьбе с коррупцией не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

Вместе с тем только усилиями правоохранительных органов нельзя достичь положительных результатов в борьбе с правонарушениями.

Для этого необходимо сформировать у общественности непримиримое отношение к коррупции. Глава нашего государства отмечал, что несмотря ни на какие усилия правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, если наш народ не станет непримиримым к ней, не будет установлен действенный парламентский контроль, мы не сможем организовать эффективную борьбу с этим злом. Иначе говоря, с коррупцией должны серьезно бороться не только правоохранительные органы, но и все общество в целом.

Да, это сложная, но обязательная к выполнению задача. 86,6 процента участников опроса, проведенного в 2019 году Республиканским центром изучения общественного мнения “Ижтимоий фикр”, высказали поддержку государственной политике по противодействию коррупции. Значит, общественность готова оказывать помощь государственным органам в борьбе с коррупцией.

Следовательно, одной из приоритетных задач для органов прокуратуры, вытекающих из Послания, является повышение эффективности борьбы с коррупцией.

Как отмечалось выше, за последние три года в результате инициатив и практических усилий главы нашего государства сделан важный шаг на пути искоренения коррупции. Однако следует признать тот факт, что, несмотря на имеющиеся возможности и условия, пока не удается достичь полного освобождения общества от этого зла.

Меры, принимаемые по противодействию коррупции в некоторых сферах и отраслях, не дают ожидаемых результатов.

Вам, наверное, известно о мероприятии, проведенном Генеральной прокуратурой и посвященном анализу коррупционной ситуации в системах здравоохранения, высшего образования и землепользования. Данную тему мы обсудили на основе фактов и цифр, предоставили органам прокуратуры соответствующие дополнительные рекомендации. Однако следует признать, что выдвинутые в Послании инициативы главы нашего государства будут иметь решающее значение. Расширение человеческого фактора посредством широкого внедрения цифровых технологий также даст большие результаты в деле искоренения коррупции.

Еще одним важным аспектом является то, что пришло время не ограничиваться лишь восстановлением прав человека через суд, а разбираться, почему в ходе досудебного следствия были нарушены права и свободы человека, и находить ответственных за оказанное давление. Это важный фактор устранения коррупции в самих правоохранительных органах.

На данный момент инициатива по созданию отдельного ответственного за противодействие коррупции органа, который будет представлять отчеты парламенту и Президенту, заложила основы для написания новой страницы в истории государственного управления. Ибо во многих стабильных и развитых странах мира отдельные органы по противодействию коррупции вносят большой вклад в развитие государства и общества.

Иными словами, Послание Президента нашей страны Олий Мажлису, как и во всех направлениях, открыло новые перспективы в коренном устранении коррупции.

Достичь уважения народа, внести вклад в развитие государства и общества путем рационального использования этой исторической возможности возможно нашими совместными усилиями, самоотверженностью и энергичностью.
 

Нигматилла ЙУЛДОШЕВ,

Генеральный прокурор

Республики Узбекистан